Меню Рубрики

Пмп при носовом кровотечении 5 класс обж

Очень часто здоровье и даже жизнь пострадавшего человека зависит от своевременной и правильной помощи, которую оказывают люди, не имеющие специальных медицинских знаний. Первая помощь не предполагает использования каких-либо специальных медицинских инструментов, лекарств. Её может оказать любой человек, обладающий нужными знаниями.

Первая помощь — это самые простые, необходимые меры, выполняемые для спасения жизни человека и предупреждения осложнений при несчастном случае или внезапном заболевании до оказания квалифицированной (врачебной) медицинской помощи. Помощь могут оказывать люди, находящиеся рядом, или сам пострадавший (самопомощь).

Есть несколько общих правил оказания помощи, которые ты должен знать и запомнить.

  • Узнай, что произошло, обрати внимание на симптомы — признаки недуга. От этого зависит вид первой помощи и характер сообщения для вызова врача.
  • Огради пострадавшего от дальнейшей опасности или хотя бы уменьши её. Например, помоги перенести в безопасное место. Запомни — всегда необходимо думать и о собственной безопасности.
  • Позвони по «03». Оператор «Скорой помощи» может соединить с врачом, который после твоего чёткого рассказа даст рекомендации, что делать в первую очередь.
  • Устрани патологическое состояние (болезненно-ненормальное). Например, наложение давящей повязки на сильно кровоточащую рану, промывание желудка, искусственное дыхание.
  • Обеспечь эвакуацию или госпитализацию пострадавшего и оставайся с ним до приезда врача. Старайся его успокоить, внуши чувство безопасности и веру в благополучное излечение. Эти простые действия могут предупредить развитие опасного для жизни шока.

Рассмотрим некоторые обыденные ситуации, с которыми ты можешь столкнуться в своей жизни.

Любое повреждение кожи считается раной. Трудно пред-ставить себе человека, который ни разу не порезался или не оцарапался, или не получил синяка на своём теле. Ерунда, скажешь ты.

Ты ошибаешься. Любое, даже незначительное ранение может таить в себе две большие опасности:

  1. Может начаться кровотечение и быть таким сильным, что возникает опасность для жизни из-за большой потери крови.
  2. Из-за нарушения кожного покрова при ранении возникает опасность инфицирования, то есть заражения. В рану попадают болезнетворные микроорганизмы, которые вызывают воспалительный процесс.

Эти две опасности и определяют задачи первой помощи при ранении — скорейшая остановка кровотечения и предотвращение заражения раны.

На ранящих предметах и поверхности кожи человека всегда находится множество различных микробов, или микроорганизмов. К микробам относятся бактерии, одноклеточные организмы, некоторые виды микроскопических грибов. Среди них есть весьма опасные, например, гноеродные бактерии. Если они попадут в кровь, то могут вызвать сильный воспалительный процесс, что осложняет заживление раны.

Нельзя обрабатывать рану грязными руками или использовать загрязнённый перевязочный материал (бинт). При неправильно наложенной повязке может произойти вторичное, дополнительное инфицирование раны.

Помимо гноеродных бактерий в рану могут попасть и более опасные микроорганизмы, которые вызывают такие смертельные заболевания, как столбняк и газовая гангрена. Иногда для развития этих заболеваний достаточно нескольких часов (при обширных ранениях или ослабленном организме). В случае глубокой и обширной раны пострадавшего следует как можно скорее доставить в лечебное учреждение для оказания врачебной помощи (введения столбнячной и противогангренозной сывороток).

Иногда при ранениях гнойный воспалительный процесс развивается в общее заражение крови. Подобное осложнение может закончиться гибелью больного. Причиной несчастья может послужить не сама рана, а легкомысленное отношение пострадавшего к своему здоровью.

Все должны твёрдо знать: любую, даже самую небольшую ранку, царапину нельзя оставлять без внимания.

В любом случае надо остановить кровотечение. При появлении даже маленькой ранки обязательно будет идти кровь. Не волнуйся. Если кровь выделяется понемногу каплями или равномерно сочится, например при ссадине, то повреждены только капилляры — самые мелкие кровеносные сосуды. Такое кровотечение вскоре прекратится самостоятельно, а на поверхности образуется кровяная корочка.

Кровь может быть тёмно-вишнёвого цвета и вытекать медленно, равномерно и непрерывно. В этом случае пострадала вена, что более серьёзно. При венозном кровотечении обязательно накладывается тугая (давящая) повязка: поверх раны накладывают несколько слоев марли, бинта, плотный комок ваты и туго бинтуют. Необходима госпитализация для наложения швов на рану.

Особенно важно остановить артериальное кровотечение. В этом случае кровь ярко-красного цвета бьёт сильной пульсирующей струёй. Этот цвет крови и пульсация струи — признаки повреждения артерии: кровеносного сосуда, в котором давление крови самое высокое. В течение нескольких минут может произойти большая кровопотеря, несовместимая с жизнью. Поэтому при артериальном кровотечении нужно, не боясь крови, немедленно прижать артерию пальцем или кулаком выше места ранения на период времени, пока не будет приготовлено всё необходимое для остановки кровотечения: давящей повязки, закрутки, жгута. На рисунке представлены точки пальцевого прижатия артерий для остановки кровотечения.

На заметку

    В организме взрослого человека содержится в среднем 5 литров крови. Потеря хотя бы 1 литра может привести к опасному для жизни шоковому состоянию, потеря 2—2,5 л — смертельна для человека.

Запомни последовательность действий при остановке сильного кровотечения из артерии с помощью жгута:

  • Вначале прижми пальцем артерию и придай раненой руке или ноге возвышенное положение.
  • Жгут — эластичную резиновую трубку или полоску — наложи на ровную подкладку (ткань одежды, просто кусок ткани, но без складок), чтобы меньше травмировать кожный покров.
  • Жгут накладывай выше раны и по возможности ближе к ней. При этом жгут растягивают и опоясывают им 2—3 раза пострадавшую руку или ногу. Наиболее тугим должен быть первый виток. Свободные концы жгута завязывают (закрепляют крючками). О правильности наложения жгута свидетельствует немедленное прекращение кровотечения, побледнение конечности.
  • Если на улице холодно, руку (ногу) следует укутать, чтобы предотвратить отморожение.
  • Жгут можно накладывать не более чем на 40—50 минут. За это время необходимо доставить пострадавшего в лечебное учреждение. Если есть необходимость держать жгут более длительное время, то, прижав пальцем артерию, жгут надо снять на 10—15 минут, а затем наложить вновь, но немного ниже или выше. Иногда это необходимо проделывать несколько раз.
  • Необходимо прикрепить к жгуту записку с указанием точного времени его наложения.
  • Пострадавший с наложенным жгутом должен находиться в лежачем положении. Если жгут затянуть слишком туго или оставить на длительное время, может начаться омертвление тканей. Первый признак этого — посинение участка тела, на который наложен жгут.
  • После остановки кровотечения необходимо обработать прилегающую к ране поверхность кожи йодом и наложить на рану стерильную повязку.

Жгут из доступных средств называется закруткой. Можно использовать поясной ремень, платок, кусок материи, рукав рубашки, бинт. Применённым для закрутки предметом свободно обвязывают нужное место. Между тканью (ремнём) и конечностью продевают неломкую палочку, дощечку и крутят её до тех пор, пока из раны не перестанет вытекать кровь. Тогда палочку прибинтовывают к жгуту, а рану перевязывают.

После остановки кровотечения не менее важное действие — это предотвращение инфицирования раны.

Мелкие ссадины, царапины, порезы следует смазать любым имеющимся антисептическим (убивающим микробов) средством: растворами йода или бриллиантовой зелени (зелёнка), перекисью водорода, можно медицинским клеем БФ-6, который и предохранит рану от инфицирования.

Неглубокий порез можно заклеить бактерицидным пластырем.

Мелкие инородные тела, попавшие в кожу (занозы, колючки, осколки стекла и металлов), удаляют с помощью предварительно прокалённого или промытого в спирте пинцета или иглы, смазывая затем ранку антисептиком.

Глубокие и обширные раны промывают раствором перекиси водорода или фурацилина. Края их обрабатывают любым антисептиком, но он не должен попасть в саму рану. На промытую рану накладывают стерильную повязку. Пострадавшего обязательно следует показать врачу.

Запомни! При обработке ран нельзя:

  • промывать их водой;
  • допускать попадание прижигающих антисептических веществ (спирта, спиртового раствора йода) внутрь раны;
  • удалять застрявшие инородные тела и грязь из глубоких ран (это может сделать только врач);
  • засыпать рану порошками, даже антибиотиками, накладывать на неё мазь, прикладывать на её поверхность вату.

Кровотечение из носа может возникнуть неожиданно, без видимой причины, а также в результате травмы.

Внешне это выглядит впечатляюще и намного страшнее, чем есть на самом деле. Поэтому пугаться не надо. К носовому кровотечению могут привести:

  • лёгкий ушиб носа либо удар по носу;
  • незначительное повреждение слизистой оболочки носа (царапины, ссадины);
  • повышение артериального давления (вследствие болезни человека, физического перенапряжения, теплового и солнечного удара и т. д.).

Самое главное при любом носовом кровотечении — сохранять спокойствие. Рекомендуется сесть, слегка наклонив голову вперёд, приложив чистую ткань к носу и дать стечь крови — это недолго. У некоторых людей кровь, попав в желудок, может вызвать рвоту. Не надо запрокидывать голову. Может показаться, что кровотечение прекратилось, но после изменения положения головы кровь пойдет вновь.

Далее следует приложить холод к переносице.

При носовом кровотечении неплохо помогает холодный компресс, наложенный на переносицу и затылок. Для этой цели подойдут и мокрый платок, и снег, и кусочек льда или замороженные продукты из холодильника, завернутые в чистую ткань.

Для остановки кровотечения можно также крылья носа прижать к носовой перегородке на 5—10 минут.

Если через 30—40 минут кровотечение не прекращается, то надо вызвать «Скорую помощь».

Если оно было вызвано падением или сильным ушибом головы, то следует сразу вызвать «Скорую помощь».

источник

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока:

  • Развивающие:
    • дать учащимся понятие о кровотечении, причинах и опасности их;
    • способствовать развитию мыслительной деятельности при попадании в экстремальные условия;
    • учить оценивать нештатную ситуацию и принимать решение.
  • Обучающие: практическое овладение способами остановки кровотечения.
  • Воспитательные: воспитывать гуманное отношение к обществу, сострадание, желание придти на помощь

После изучения темы учащиеся должны правильно определять вид кровотечения и оказывать первую медицинскую помощь.

Оснащение:

  • Мультимедиа, презентация
  • 2 воздушных шарика
  • жгуты, бинты
  • бланки конспектов для учащихся
  • тренажёр «Максим-2»

Вопросы урока:

  • Кровотечение, понятие, причины
  • Классификация кровотечений, помощь
  • Практическая часть: наложение давящей повязки и жгута-закрутки
  • Носовое кровотечение, помощь при нём
  • Решение задач.
  • Домашнее задание: параграф № 22.1; отработать дома правила наложения давящей повязки и жгута-закрутки

Человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. При несчастных случаях рядом с пострадавшими, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека.
…Помочь пострадавшему может только тот, кто сумеет. Для того чтобы суметь надо тренироваться. Сегодня у нас появился шанс научиться оказывать доврачебную помощь пострадавшему с кровотечением.

Тема сегодняшнего урока: Кровотечения и помощь при них. (Слайды 1, 2)
Итак, ребята кто мне может сказать, что такое кровотечение? (Ответы учащихся)
Кровотечение – истечение крови из кровеносных сосудов при нарушении целости их стенки. (Слайд 3)
Кровотечение, как один из признаков повреждения сосудов известно человечеству с незапамятных времен. Уже в папирусах Эберса (XIV-XII вв. до н.э.) упоминается о ранениях сосудов. Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) довольно детально описал некоторые приемы остановки кровотечения. В России Пирогов (1865 г.) детально разработал вопросы перевязки сосуда в ране.
Наиболее часто повреждениям подвержены сосуды нижних конечностей до 50%, верхних конечностей до 30%, сосуды головы и шеи до 10%, сосуды грудной и брюшной полости до 10%.
А теперь давайте подумаем от чего у человека может возникнуть кровотечение? (Ответы учащихся)

  • повреждение острым предметом,
  • резкий тупой удар,
  • заболевания крови, туберкулёз, гемофилия, язвенная болезнь.

Как видите причин кровотечений много и нам надо их систематизировать, чтобы знать, как помочь человеку.
(Слайд 4)Классификация кровотечений по размеру сосуда из которого вытекает кровь. В нашем организме существуют самые разные по диаметру сосуды и понятно, что кровотечение из капилляров не может быть сильнее, чем из вены или артерии. А посмотрев в разрезе на строение артерии и вены (Слайд5) мы придём к выводу, что кровь по артериям течёт быстрее с большим напором, чем по венам. И кровотечение, следовательно будет сильнее. Учитывая эти данные все кровотечения делят на:
артериальные, венозные, капиллярные, смешанные
У меня в руках 2 шарика, один надут крепко, а второй практически сдут, если я сделаю дырку в надутом шарике, что будет с ним? Да, он лопнет или полетит по классу, с такой силой воздух вылетает из него, в принципе, как и из артерии, А если я проткну сдутый шарик, то как будет выходить воздух? Медленно, лениво. Так и при кровотечениях: при артериальном кровь бьёт струёй, фонтаном, а при венозном вытекает вялой, но не прерывистой струйкой.
Прикапиллярномкровотечении кровь выделяется равномерно из всей раны (как из губки); (Слайд 6)
(Слайд 7) при венозном— она вытекает равномерной струей, имеет темно-вишневую окраску
При артериальном кровотечении изливающаяся кровь имеет ярко-красный цвет, она бьет сильной прерывистой струей (фонтаном), выбросы крови соответствуют ритму сердечных сокращений. Смешанное кровотечение имеет признаки как артериального, так и венозного.
Повторите, пожалуйста, какие виды кровотечений вы знаете, а теперь запишите их в тетрадь. Проверяем.
Как мы будем останавливать кровотечения?
(Слайд 8)
Капиллярное –

  • чаще всего оно останавливается произвольно в считанные минуты вследствие свёртывания крови. Если этого не происходит, то можно наложить давящую повязку (стерильная салфетка на рану, затем прижать тугой повязкой.)
Читайте также:  Медицина почему идет кровь из носа

(Слайд 9)
Венозное –

  • придать конечности возвышенное положение
  • наложить давящую повязку (марля,давящий предмет – нераскатанный бинт, вата, тугое бинтование); удобен индивидуальный перевязочный пакет
  • если нет давящей повязки – прижать пальцем кровоточащее место

Показываю, как правильно наложить давящую повязку, ребята повторяют за мной один вариант, затем другой. Проверяю правильность. По пути объясняю, как правильно надо держать бинт, как бинтовать.
Артериальное –

  • придать конечности возвышенное положение
  • пальцевое прижатие поверхностно расположенного артериального сосуда выше кровоточащей раны (обговариваются точки прижатия и отмечаются в конспекте)
  • наложение давящей повязки (Слайд 10)
  • максимальное сгибание конечности (если кровотечение из подколенной артерии – в подколенной ямке, из плечевой – локтевой ямке, бедренной – в паховой области) (Слайд 11)
  • наложение жгута-закрутки (Слайд 12)

Показываю как правильно наложить жгут-закрутку. (Слайд 13) Ребята повторяют.

Вывод: Мы познакомились с различными видами наружного кровотечения. Это (ответы учащихся) артериальное, венозное, капиллярное и способами остановки их. Как остановить капиллярное кровотечение? (Ответы учащихся) Пальцевое прижатие, наложение стерильной повязки. Как остановить венозное кровотечение? (Ответы учащихся) Возвышенное положение, давящая повязка, пальцевое прижатие. Как остановить артериальное кровотечение? (Ответы учащихся) Пальцевое прижатие, максимальное сгибание, возвышенное положение, наложение жгута.
А теперь япредлагаю вам познакомиться с наиболее распространённым видом кровотечения — носовым кровотечением. (Слайд 14)
Носовое кровотечение не является самостоятельным заболеванием, чаще это симптом целого ряда заболеваний, как полости носа, так и организма в целом. Из местных причин носового кровотечения наиболее частой является травма, иногда даже незначительная травма может вызвать сильное кровотечение. Ярким примером может служить привычка ковыряния в носу, когда слизистая оболочка носа подвергается постоянной травме. Заболеваниями, предрасполагающими к возникновению носового кровотечения, являются насморк, простудные заболевания. При длительном, особенно скрытом носовом кровотечении развивается обморочное состояния — бледность кожи, холодный пот, слабый и частый пульс, артериальное давление падает.

Первая помощь при носовом кровотечении: (Слайд15)

1. Удобно усадить больного, чтобы голова была выше туловища;
2. Голову больного слегка наклонить вперед, чтобы кровь не попадала в носоглотку и рот;
3. При носовом кровотечении нельзя сморкаться, т.к. это может усилить кровотечение!
4. Прижать крыло носа к перегородке. Перед этим можно ввести в носовые ходы ватные тампоны, смоченные 3% раствором перекиси водорода, нафтизином 0,1% (тампоны готовятся из ваты в виде кокона длиной 2,5-3 см и толщиной 1-1,5 см, детям – толщиной 0,5 см);
5. Положить холод на затылок и переносицу (пузырь со льдом) на 20 мин.
6. Когда кровотечение прекратится, нужно хорошо аккуратно смазать обе половины носа вазелиновым маслом с помощью ватного тампона: это предохранит слизистую оболочку носа от пересыхания

Рецепты народной медицины, применяемые при носовых кровотечениях: (Слайд16)

1. На стакан холодной воды сок 1/4 лимона или 1 чайная ложка уксуса (не эссенции) или 1/3 чайной ложки квасцов. Втянуть полученную жидкость в нос и задержать там, на 3-5 мин., зажав ноздри пальцами. Спокойно посидеть или постоять, но не ложиться. На лоб и нос мокрое холодное полотенце или лед.
2. Прочное средство остановки кровотечения из носа. Если кровь идет из правой ноздри, то правую руку поднять вверх над головой, а левой зажать ноздрю и наоборот.
3. Железный ключ. Надеть железный ключ на шерстяную веревку или нитку и повесить его так, чтобы он был на спине между лопаток. Кровь скоро остановится.
4. При кровотечении из носа больной поднимает обе руки на голову, а второй человек зажимает ему обе ноздри или одну на 3-5 мин. Кровь скоро остановится.
5. Тысячелистник. Растереть свежие листья растения, чтобы они стали влажными, и вставить в нос. Можно отжать сок и капать в нос. Сок действует еще лучше.
6. При кровотечении из носа надо держать голову прямо, быть спокойным, втягивать в нос холодную воду, в которой растворен уксус или немного квасцов. После этого зажать ноздри пальцами и заткнуть одну или обе ноздри.

Как надо останавливать кровотечение из носа? Памятки я раздаю, и вы как всегда не забудьте приклеить их в тетрадь.

А сейчас давайте попробуем решить задачи:

(Слайд17) 1. При мытье стеклянной банки, девочка разбила сосуд и порезалась. Темно-вишневая кровь струйкой стекала из раны, расположенной ниже локтя. Определите вид кровотечения. Какую первую помощь вы окажете?

– Кровотечение венозное. Высказывают меры оказания первой помощи.

(Слайд 18) 2.Иван ехална велосипедепо обочине дороги, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена, упав на палку с торчащим гвоздём. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала алая кровь. Определите вид кровотечения. Какие меры первой помощи вы окажете?

– Кровотечение артериальное. Высказывают меры оказания первой помощи.

(Слайд 19) 3. Мальчишки во дворе бегали наперегонки. Задев друг друга, ребята упали. Один из друзей сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид раны, кровотечения. Какие меры первой помощи вы окажете?

– Капиллярное кровотечение. Необходимо остановить и тщательно обработать рану.

(Слайд 20) Как правильно оказать помощь другу (подруге) при кровотечении из носа?

  1. Сказать другу, чтобы он стоял, запрокинув голову назад, и не шевелился.
  2. Усадить друга, наклонив его туловище вперёд.
  3. Измерить температуру и дать обезболивающее.
  4. Смочить кусочки ваты3% раствором перекиси водорода и ввести их в носовые ходы.
  5. Положить на спинку носа холод.
  6. Плотно прижать крылья носа к перегородке на 5-10 минут.

(Слайд 21) Ответ: 2, 5, 6, 4

  1. Усадить друга, наклонив его туловище вперёд.
  2. Положить на спинку носа холод.
  3. Плотно прижать крылья носа к перегородке на 5 – 10 минут.
  4. Смочить кусочки ваты 3% раствором перекиси водорода и ввести их в носовые ходы.

Решая задачи, мы пришли к выводу, что оказывая помощь ни в коем случае нельзя забывать о собственной безопасности:

ПОМНИТЕ – ВАША БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО.
ЕСЛИ С ВАМИ ЧТО-НИБУДЬ СЛУЧИТЬСЯ – НЕКОМУ БУДЕТ ВЫЗВАТЬ ПОМОЩЬ!

(Слайд 22) Поэтому, основные правила нашего поведения во время оказания ПМП:

  • Оценить обстановку, где находится пострадавший.
  • По известным признакам определить вид кровотечения.
  • Приступить к оказанию первой медицинской помощи, используя специальные приемы при данном кровотечении.

– Сегодня на уроке мы с вами разобрали виды кровотечений и помощь, которую при них оказывают. Дома, пожалуйста, потренируйтесь накладывать давящую повязку и жгут-закрутку. (Слайд 23) Спасибо за работу. До свидания.

источник

Любое механическое повреждение сосудов сопровождается потерей крови. Небольшая её потеря не опасна для человека. Однако потеря более 1 л крови приводит к серьёзным последствиям для его организма, ведь у человека всего около 5 л крови. Поэтому при всех ранениях оказание первой помощи должно быть направлено прежде всего на остановку кровотечения. Делать это надо быстро, без промедления, так как потеря крови может нарушить работу сердца и дыхание. Помощь в этом случае надо оказывать прямо на месте.

Способы временной остановки кровотечения:

• прижать пальцами артериальный сосуд несколько выше кровоточащей раны;
• наложить жгут на 3—5 см выше раны;
• наложить на место кровотечения давящую повязку;
• максимально согнуть конечность;
• придать повреждённой конечности возвышенное (несколько выше грудной клетки) положение.

Прижатие пальцами артериального сосуда выше раны — простой и доступный способ временной остановки кровотечения. Однако его надёжность невелика, так как невозможно долго прижимать артерию пальцами с достаточной силой. На предлагаемом рисунке представлены точки поверхностного расположения артерий. Они находятся непосредственно под кожей. В этом месте их можно легко прижать, чтобы кровотечение остановилось.

Наложение жгута — основной и надёжный способ остановки кровотечения в случае повреждения крупных артериальных сосудов при ранении ног или рук. В качестве жгута можно использовать любой подходящий предмет — резиновую ленту или достаточно крепкий жгут, ткань, закрученную в трубку. Конечно, лучше всего использовать для этой цели резиновый жгут заводского изготовления, который входит в состав любой аптечки.

О правильности наложения жгута свидетельствует прекращение кровотечения.

Очень важно помнить, что более чем на 2 часа летом и 1 час зимой жгут накладывать нельзя, так как может наступить омертвление тканей. Через 1—2 часа его обязательно надо снять и наложить в другом месте, предварительно пережав артерию пальцем. Поэтому к жгуту в обязательном порядке прикрепляют (прикалывают английской булавкой, пришивают нитками или привязывают) записку с указанием даты и точного времени (часы и минуты) наложения жгута.

Пострадавшего с наложенным жгутом необходимо в течение 1 —2 часов доставить к врачу для квалифицированной помощи. Если в течение указанного времени пострадавшего не удалось доставить к врачу, то жгут надо переставить в другое место, но также выше места кровотечения.

Наложение давящей повязки — ещё один простой и надёжный способ остановки кровотечения, уменьшения боли и создания покоя повреждённой части тела. Одновременно такая повязка защищает рану от загрязнения.

Повязку можно наложить на любую часть тела: на голову, на глаза, на грудную клетку и живот, на руку или ногу. Как её делать? Перед наложением повязки рану надо обязательно обработать перекисью водорода. После этого на рану надо наложить стерильную салфетку или небольшой кусочек бинта. И только затем забинтовать.

Когда человек получает сквозное ранение, которое имеет входное и выходное отверстия, для остановки кровотечения лучше использовать индивидуальный перевязочный пакет. Этот пакет состоит из бинта и двух ватно- марлевых подушечек, заключённых в оболочку из прорезиненной или другой непромокаемой ткани. Одна подушечка пришита у начала бинта, другую можно передвигать вдоль бинта.

Индивидуальный перевязочный пакет

Оказывая помощь раненому, одну подушечку прикладывают стерильной внутренней стороной ко входному отверстию раны, а другой закрывают выходное отверстие. Обе подушечки прибинтовывают и повязку закрепляют, сделав ниже места повреждения узелок или заколов английской булавкой.

В некоторых случаях при кровотечениях из руки или ноги для остановки крови используют их максимальное сгибание. Для остановки кровотечения из сосудов кисти, предплечья на сгибательную поверхность локтевого сустава помещают небольшого размера валик из плотно скатанной ткани и затем максимально сгибают руку в локтевом суставе. Предплечье фиксируют к плечу или туловищу, используя бинт либо любую другую подходящую ткань.

Кровотечение из подключичной артерии можно остановить максимальным отведением назад левого и правого плеча. За спиной их тщательно фиксируют, используя широкий бинт или любую ткань.

При кровотечениях из нижней конечности (голень, стопа) максимальное сгибание используют в двух случаях.

Остановка кровотечения сгибанием конечностей

Пострадавшего укладывают на спину. В одном случае валик из плотно скатанной ткани помещают в подколенную ямку, а в другом — в паховую складку. Затем максимально сжимают конечность либо в коленном, либо в тазобедренном суставе. И после этого фиксируют голень к бедру.

Способ остановки кровотечения приданием повреждённой конечности приподнятого положения используют главным образом при поверхностных ранениях, когда наблюдается венозное кровотечение.

Во всех случаях поверхностных ранений верхних или нижних конечностей одним из возможных способов остановки венозного кровотечения является приподнятое положение конечности. Это делается очень просто: повреждённую руку надо поднять вверх, немного выше головы, а под повреждённую ногу надо подложить небольшой валик из какой-либо ткани (можно использовать сумку, рюкзак, одеяло, подушку, охапку сена). Нога должна быть немного выше грудной клетки. Конечно, при этом человек должен лежать на спине.

Кровотечение из носа возникает в результате травмы, при повышении или понижении артериального давления, при заболеваниях печени и костного мозга. Поэтому при повторяющихся кровотечениях надо обязательно обратиться к врачу-терапевту.

Первая помощь при кровотечении из носа:

• усадить больного и попросить его слегка наклонить туловище вперёд;
• положить ему на переносицу пузырь со льдом, холодной водой или лёд, завёрнутый в целлофановый пакет;
• если после этого кровотечение не останавливается, необходимо плотно прижать крылья носа к перегородке на 5—10 минут;
• если и после этого кровотечение не останавливается, ввести в носовые ходы на глубину 3—4 см плотно закрывающий носовые ходы кусочек ваты или марли, смоченный раствором поваренной соли (1 чайная ложка на стакан воды);
• в случае, если носовое кровотечение не останавливается в течение 30—40 минут, пострадавшего необходимо в сидячем положении транспортировать к врачу

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Потеря какого количества крови может привести к серьёзным последствиям для организма человека?
2. Назовите известные вам способы временной остановки кровотечения.
3. Почему остановка кровотечения пальцевым прижатием артерии недостаточно надёжна?
4. Расскажите, как правильно наложить жгут.
5. Что такое давящая повязка? Как правильно её наложить?
6. Как правильно использовать индивидуальный перевязочный пакет?
7. При каких ранениях и для остановки каких кровотечений используют придание повреждённой части тела приподнятого положения?

ЗАДАЧА 33. Как правильно оказать помощь другу (подруге) при кровотечении из носа? Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Сказать другу, чтобы он стоял, запрокинув голову назад, и не шевелился.
2. Усадить друга, наклонив его туловище вперёд.
3. Измерить температуру и дать обезболивающее.
4. Смочить кусочки ваты раствором поваренной соли и ввести их в носовые ходы.
5. Положить на спинку носа холод.
6. Плотно прижать крылья носа к перегородке на 5—10 минут.

источник

Виды кровотечений. Оказание первой медицинской помощи при носовом кровотечении.
план-конспект урока по обж (5 класс) на тему

Методическая разработка урока ОБЖ

Шатковского района, Нижегородской области

Новиков Дмитрий Николаевич

Тема урока: Виды кровотечений. Оказание первой медицинской помощи при носовом кровотечении.

Тип урока: комбинированный.

Цель: Дать учащимся понятие о кровотечении, причинах и их опасности.

  • дать представление об оказании первой помощи при носовом кровотечении; познакомить учащихся с видами кровотечений.
  • способствовать развитию мыслительной деятельности при попадании в экстремальные условия; учить оценивать нештатную ситуацию и принимать решение.
  • гуманное отношение к обществу, сострадание, желание прийти на помощь.
  • карточки с таблицей (приложение № 1)
  • карточки с заданиями для индивидуальной и парной работы (приложение № 2)
  • учебная электронная презентация ( приложение № 3)
  • интерактивная доска
  • аптечка (лед, перекись водорода, вата, носовой платок)
  • видеоролик ( http://sosudinfo.ru/arterii-i-veny/nosovye-krovotecheniya/ )
  • два надувных шарика

Используемые педагогические технологии:

  • Интерактивное обучение с использованием технологии КСО
  • Здоровьесберегающие технологии
  • ИКТ технологии

Этапы и виды деятельности учителя и учащихся с методическим обоснованием

1. Организационный момент – 1 минута.

Здравствуйте, ребята! Дежурные, доложите, пожалуйста, о готовности класса к уроку. Определяет готовность класса, создаёт эмоциональную, благоприятную обстановку.

Сообщают о готовности класса к уроку и настраиваются на работу.

Формирование умения совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

2. Целеполагания и мотивация учебной деятельности – 2 минуты.

Человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. При несчастных случаях рядом с пострадавшими, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека. Например, (У друга потекла из носа кровь, что делать?)

Помочь пострадавшему может только тот, кто сумеет. Для того чтобы суметь, надо обладать определенными знаниями.

Как вы думаете, что мы будем изучать?

Причем? ( Слайд № 1). А что такое кровотечение?

Кровотечение – это истечение крови из кровеносных сосудов при нарушении целости их стенки. ( Слайд № 2)

Оказание первой медицинской помощи, при кровотечении.

Участвуют в целеполагании, тем самым дают себе установку на активную работу на уроке.

Формирование действия прогнозирования

Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме

3. Актуализация знаний. – 10 минут.

Начнем наш урок с проверки домашнего задания. Дома вам было задано найти информацию о кровотечении. И первый вопрос кто впервые описал признаки кровотечения?

Давайте подумаем, от чего у человека может возникнуть кровотечение?

Как видите причин возникновения много. Для того чтобы правильно оказать помощь, необходимо знать о классификации кровотечений. Кто нам об этом расскажет?

А теперь давайте проведем небольшой опыт.

У меня в руках 2 шарика, один надут крепко, а второй практически сдут. Как вы думаете, если я сделаю дырку в надутом шарике, что будет с ним?

Да, он лопнет или полетит по классу. С какой силой воздух выходит из шарика, также и кровь выходит из артерии. Ребята, а если проткнуть сдутый шарик, то, как будет выходить воздух? Медленно, лениво. Так и при кровотечениях.

Давайте более подробно узнаем про каждое кровотечение и заполним таблицу, которая лежит у вас на партах. (Слайд №6)

Мы познакомились с разными видами кровотечений, какие виды кровотечений вы запомнили?

Кровотечение, как один из признаков повреждения сосудов известно, человечеству с незапамятных времен. Уже в папирусах Эберса (XIV-XII вв. до н.э.) упоминается о ранениях сосудов. Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) довольно детально описал некоторые приемы остановки кровотечения. В России Пирогов (1865 г.) детально разработал вопросы перевязки кровотечения.

Наиболее часто повреждениям подвержены сосуды нижних конечностей до 50%, верхних конечностей до 30%, сосуды головы и шеи до 10%, сосуды грудной и брюшной полости до 10%. (Слайд 3, 4)

Повреждение острым предметом, резкий тупой удар, заболевания крови.

В нашем организме существуют самые разные по диаметру сосуды, и понятно, что кровотечение из капилляров не может быть сильнее, чем из вены или артерии. А посмотрев в разрезе на строение артерии и вены, мы придём к выводу, что кровь по артериям течёт быстрее с большим напором, чем по венам. И кровотечение, следовательно, будет сильнее. Учитывая эти данные все кровотечения, делят на: артериальные, венозные, капиллярные. (Слайд № 5)

Заранее подготовленные ученики рассказывают про каждое кровотечение. А остальные учащиеся заполняют таблицу.

При артериальном кровотечении кровь бьёт струёй, фонтаном, имеет ярко-красный цвет, выбросы крови соответствуют ритму сердечных сокращений;

При капиллярном кровотечении кровь выделяется равномерно из всей раны (как из губки);

При венозном кровотечении она вытекает вялой, но непрерывистой струей, имеет темно-вишневую окраску.

артериальное, венозное, капиллярное.

Формирование действия классификации

4. Изучение нового материала – 20минут.

Давайте рассмотрим один из наиболее распространенных видов капиллярного кровотечения это носовое. А почему?

В носовой полости практически все кровеносные сосуды располагаются очень близко к слизистой оболочке, поэтому у некоторых людей, даже при небольшой травме, может пойти кровь из носа. Причин для этого может быть множество. Кто знает, какие это причины?

Причины, по которым может возникнуть носовое кровотечение:

  • Травмы носа. Это наиболее распространенные причины. При травмах лопаются сосуды в носу, и, как следствие, возникает кровотечение;
  • Попадание инородных предметов;
  • Искривление носовой перегородки;
  • Повышенное артериальное давление или некоторые виды пороков сердца. Также с возрастом стенки сосудов становятся более тонкими и хрупкими, а витаминов в организме не хватает.
  • Заболевания, сопровождающиеся нарушением свертываемости крови, таких как гемофилия, тромбоцитопения (из-за недостатка тромбоцитов нарушается свертываемость крови)
  • Сильное переутомление, стрессы, недосыпание;
  • Перегрев тела, инфекционные заболевания с высокой температурой (грипп или тяжелые формы ОРВИ, протекающие с осложнениями);

Часто в квартирах и домах бывает сухой воздух. В результате этого слизистая носа пересыхает, и на ней появляются корочки. Если их нечаянно сковырнуть, то можно повредить сосуд. При этом также может начаться кровотечение из носа;

Общеучебные универсальные действия

Формирование умения отвечать на вопросы

Какую помощь можно оказать при кровотечении из носа? Давайте прочитаем, что об этом у нас написано в учебнике?

А теперь внимание на доску, давайте посмотрим видео. (Слайд № 7)

Давайте повторим, как можно оказать помощь при носовом кровотечении. Почему при кровотечении из носа нельзя запрокидывать голову назад? (Слайд № 8)

Работа учащихся с учебником.

Формирование умения ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

Поиск и выделение необходимой информации через применение методов информационного поиска

6. Закрепление новых знаний – 9 минут

Мы с вами познакомились с разными видами кровотечений. Давайте проверим, как вы усвоили тему урока. На партах у вас лежат карточки, в которых два задания. Первое задание работа в паре. Ваша задача определить вид кровотечения.

1.При мытье стеклянной банки, девочка разбила сосуд и порезалась. Темно-вишневая кровь струйкой стекала из раны, расположенной ниже локтя. Определите вид кровотечения? Кровотечение венозное.

2.Иван ехал на велосипеде по обочине дороги, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена, упав на палку с торчащим гвоздём. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала алая кровь. Определите вид кровотечения? Кровотечение артериальное.

3.Мальчишки во дворе бегали наперегонки. Задев друг друга, ребята упали. Один из друзей сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид раны, кровотечения? Капиллярное кровотечение.

Второе задание. Выбрать правильные действия при оказании первой помощи другу (подруге) при кровотечении из носа.

источник

Некоторым людям кажется, что первая помощь при носовом кровотечении заключается только в закидывании головы назад. На самом деле подобные неграмотные действия могут привести к неприятным последствиям, поэтому нужно изучить разные способы самостоятельно выполняемого алгоритма оказания помощи, а также выяснить, в каких ситуациях помочь может только врач.

Среди причин, провоцирующих эпистаксис – как еще называется систематическое или внезапно возникающее носовое кровотечение, отмечается две группы (местные и системные) наиболее распространенных факторов.

  • появление носовых кровотечений в результате травмы, сопряженной с повреждением тканей или нарушением целостности костей;
  • серьезные воспалительные процессы в области слизистых покровов носа, захватывающие при осложнениях околоносовые пазухи;
  • респираторные инфекции в острой стадии;
  • неграмотная установка кислородного катетера;
  • развитие в носовой полости разнообразных опухолей – доброкачественных, злокачественных;
  • последствия хирургического вмешательства;
  • злоупотребление некоторыми препаратами, оказывающими сосудосуживающее воздействие – каплями, спреями;
  • вдыхание через нос наркотических средств.
  • резкий скачок артериального давления;
  • аллергия;
  • гормональные сбои;
  • развитие воспалительных очагов в печени;
  • прием сверх рекомендуемой нормы сосудорасширяющих лекарств;
  • сильное физическое напряжение;
  • злоупотребление алкоголем;
  • стрессовая ситуация;
  • хроническая усталость;
  • солнечный или другой тепловой удар;
  • осложненные инфекционные заболевания.

Анализ перечня первопричин, позволяет понять, что неотложная помощь при носовом кровотечении, появляющемся под воздействием местных провоцирующих факторов, может быть оказана непосредственно на месте другими людьми.
Диагностировать системные проблемы, вызывающие кровотечение из носа, осуществить оказание первой помощи и назначить адекватное лечение может только врач.

Оказывается доврачебная помощь при носовом кровотечении по определенному алгоритму.

Больного после обнаружения носового кровотечения нужно усадить. Используют стул, кресло или подкладывают под спину подушки. Горизонтальное положение исключено, так кровь начнет затекать в глотку, провоцируя рвотные позывы.

Запрокидывать ее нельзя, хотя часто именно такую позу практикуют, когда идет кровь из носа. Чтобы исключить появление рвоты из-за протекания кровяных потоков в глотку и не спровоцировать захлебывание ими, следует голову слегка повернуть вбок и наклонить вперед.

При оказании первой помощи при носовом кровотечении важно установить, какая ноздря получила повреждение. Для этого в зафиксированном правильном положении пальцами зажимают сначала одну ноздрю, контролируя наличие появления крови из другого отверстия. Затем все эти манипуляции проводят с другой стороны. Обычно при несильном кровянистом течении после зажимания ноздри удается полностью его остановить.

Прекратить носовое кровотечение можно при помощи холодных компрессов, призванных сузить сосуды. Находясь дома, достают из морозильной камеры кубики льда, заворачивают в тканевый лоскут, носовой платок или кладут в целлофановый мешочек. Получившийся импровизированный компресс помещают на переносицу. На работе или в общественном месте пользуются тканевой салфеткой, которую смачивают холодной водой. Одновременно полезно прикладывать к затылку подобный компресс, содействуя уменьшению тока крови.

В домашних условиях, останавливая кровь из носа в рамках оказания первой самостоятельной помощи, полезно подержать ноги в теплой воде. Создаются условия для большего оттока крови в нижние отделы туловища.

Необходимость оказываемой врачом неотложной помощи при носовом кровотечении возникает в ситуациях, когда кровь течет сильно и ее не удается остановить. Появляется такое состояние, как правило, чаще всего при повреждении крупных сосудов, локализующихся в заднем и среднем секторе носовой полости.
После госпитализации больного выполняется определенный алгоритм действий, направленных на оказание медицинской квалифицированной помощи с целью остановки истечения из носа крови.

Оказывая помощь при кровотечении из носа, используют стерильные марлевые турунды. Их пропитывают специально подобранным лекарственным средством.
Если практикуется передняя тампонада, то введение проводится через ноздри. Для задней — требуется вставление тампонов, пропитанных лекарством, через хоаны, представляющие собой внутренние носовые отверстия. По показаниям параллельно делают кровоостанавливающие инъекции – внутривенные или внутримышечные.

Обильное носовое кровотечение может свидетельствовать о значительных повреждениях крупных сосудов. В такой ситуации медицинская помощь предполагает оперативное вмешательство, предполагающее восстановительные действия. Применяются щадящие методики без разрезов на внешних поверхностях лица, предполагающие снижение возможных осложнений и ускоряющие реабилитационный период.

Более сложное хирургическое вмешательство становится необходимым по медицинским показаниям, если кровь из носа появилась в больших количествах после значительной травмы головы, сопряженной с повреждениями костей. Хирург очищает пострадавший участок, извлекает костные обломки, восстанавливает форму носа, зашивает порванные сосуды.

Пытаясь самостоятельно оказывать помощь при появлении крови из носа у ребенка или взрослого человека, важно избежать некоторых ошибок, распространенных в подобных ситуациях. Чтобы реально помочь пострадавшему, следует повторить, что нельзя совершать следующие действия.

Такое положение не только чревато появлением тошноты из-за протекания крови в глотку. Опасность, особенно у детей, представляет проникновение жидкости в дыхательные пути, отчего малыш может пострадать из-за удушья. Также во время перекрывания трахей возникает кашель, сильное чиханье, что усугубляет ситуацию и усиливает поток крови.

Борясь с кровотечениями нельзя укладывать пострадавшего горизонтально на спину по тем же основаниям, поскольку в подобном положении неизбежно кровь хлынет в легкие и пищевод.

Начиная борьбу с носовым кровотечением у детей, подростков, взрослых людей с помощью введения тампонов, нельзя просить их предварительно высморкаться. Нужно понимать, что это может оказать дополнительное разрушающее действие на пораженную слизистую и усилить истечение крови.
Анализируя методы по остановке носового кровотечения, можно сделать вывод, что они доступны и выполняются взрослым человеком самостоятельно при условии применения грамотного алгоритма.

источник

Конспект урока на тему «Виды кровотечений. Оказание первой медицинской помощи при носовом кровотечении»

Тема урока: Виды кровотечений. Оказание первой медицинской

помощи при носовом кровотечении.

Класс: 5 класс

Тип урока: комбинированный.

Цель: Дать учащимся понятие о способах остановки кровотечений.

Задачи урока:

  • дать представление об оказании первой помощи при венозном, артериальном, капилярном и носовом кровотечении.
  • способствовать развитию мыслительной деятельности при попадании в экстремальные условия; учить оценивать нештатную ситуацию и принимать решение.
  • гуманное отношение к обществу, сострадание, желание прийти на помощь.

Оборудование:

  • карточки с кластером (приложение № 1)
  • карточки с заданиями для индивидуальной работы (приложение № 2)
  • учебная электронная презентация (приложение № 3)
  • система для переливания раствора (капельница)
  • аптечка (лед, перекись водорода, вата, носовой платок, бинт, жгут, индивидуальный перевязочный пакет)
  • видеоролик

Используемые педагогические технологии:

  • Интерактивное обучение с использованием технологии КСО
  • Здоровьесберегающие технологии
  • ИКТ технологии
  • Технология критического мышления
  • Технология проблемного обучения

Этапы и виды деятельности учителя и учащихся с методическим обоснованием

1. Организационный момент – 1 минута.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Кто отсутствует.

Сообщают о готовности класса к уроку и настраиваются на работу.

Коммуникативные УУД

Формирование умения совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

2. Актуализация знаний (10 мин)

— Давайте вспомним о чем мы с вами говорили на прошлом уроке ?

— От чего у человека может возникнуть кровотечение?

— Как видите причин возникновения кровотечения много. Для того, чтобы правильно оказать помощь пострадавшему, необходимо знать о классификации кровотечений. Давайте вспомним о существующих видах кровотечений путём решения ситуационных задач.

Молодцы, отлично! А кто из вас вспомнит ещё один вид кровотечений, который чаще всего возникает при несчастных случаях, авариях, катастрофах, когда у пострадавшего множественные повреждения и поверхностные и глубокие раны?

Ответы учащихся: о видах кровотечений.

Задачи проблемного характера:

1.При мытье стеклянной банки, девочка разбила сосуд и порезалась. Темно-вишневая кровь струйкой стекала из раны, расположенной ниже локтя. Определите вид кровотечения? Кровотечение венозное.

2.Иван ехал на велосипеде по обочине дороги, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена, упав на палку с торчащим гвоздём. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала алая кровь. Определите вид кровотечения? Кровотечение артериальное.

3.Мальчишки во дворе бегали наперегонки. Задев друг друга, ребята упали. Один из друзей сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид раны, кровотечения? Капиллярное кровотечение.

3. Целеполагания и мотивация учебной деятельности – 2 минуты.

— Человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. При несчастных случаях рядом с пострадавшими, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека. Например, (Друг поранил руку, что делать?)

— Помочь пострадавшему может только тот, кто сумеет. Для того чтобы суметь, надо обладать определенными знаниями.

— Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

СЛАЙД 4. — «Первая помощь при кровотечении»

Записывают в тетрадь тему урока

4. Изучение нового материала – 20минут.

Нахождение способов остановки кровотечения

Для определения способов остановки кровотечения я предлагаю вам провести небольшой опыт. Мне нужно 2 добровольца (желающие выходят к доске). Представьте, что это поврежденный сосуд, например артерия (демонстрируется заполненная капельница). Ваша задача – выяснить, каким способом можно остановить «кровотечение», вы можете делать с трубочкой, что угодно, рядом лежат материалы, которые могут вам помочь.

К остальным просьба следить за проведением опыта и помогать: вы можете придумать свой способ остановки кровотечения. Итак, что мы сейчас будем делать?

Проводится опыт: ученики могут пережимать трубочку капельницы пальцами, перетягивать бинтом, перегибать, поднимать вверх, накладывать салфетку и туго забинтовывать. После нахождения каждого способа «остановки кровотечения» учитель озвучивает его название и вывешивает карточку с названием (Приложение №2) на доске.

Итак, что мы сейчас с вами сделали?

Запишем их в тетрадь.

5. Работа с учебником

Давайте прочитаем, что об этих способах у нас написано в учебнике?

Прижатие пальцами артерии (стр.130)

Наложение давящей повязки (стр.132)

Максимальное сгибание конечности (стр.133)

Придание возвышенного положения конечности (стр.134)

Наложение жгута (Посмотрим видео о правильности применения жгута для остановки кровотечения) СЛАЙД 5.

Остановка кровотечения из носа (стр.135)

(этот способ дополнительно записать в тетрадь)

Работа учащихся с учебником.

Учитель показывает способы остановки кровотечения на Гоше и на себе.

СЛАЙД 6.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

6. Закрепление новых знаний

Мы с вами познакомились со способами остановки различных видов кровотечений.

Предлагаю вам применить данные способы на практике.

Перед нами учебный тренажер, на нем отрабатываются навыки оказания различной ПМП.

Приглашаю 3 желающих к доске. (Раздаются карточки с заданием для выполнения на тренажёре). Выбирайте карточки с заданиями.

(Приложение 3)

Выполняют задание по карточкам.

(На тренажере показывают способы остановки кровотечения)

7.Закрепление

У детей на столе лежит модель кластера.

— Вы должные его заполнить, указав для каких частей тела применимы изученные сегодня способы остановки кровотечения.

СЛАЙД 7.

Зачитывают свои варианты ответов, учитель выводит на экран правильные варианты.

8. Подведение итогов.

— Как вы думаете, какой способ остановки кровотечения является самым действенным?

Жгут — то необходимое средство для первой помощи, которое необходимо и врачу, и спасателю, и обычному человеку.

— Где же взять жгут, если беда с человеком произошла на улице?

СЛАЙД 8.

Составляем синквейн со словом ЖГУТ.

Перетягивает. Останавливает. Помогает.

Способствует быстрой остановке кровотечения.

-Вот и подошел к концу наш урок, что вам понравилось? Что нового вы узнали?

— Где мы можем применить наши знания?

Учитель выставляет оценки.

Наложение жгута.

Регулятивные УУД

Формировать умения выделять и осознавать учащимися того, что уже освоено и что еще нужно освоить.

9. Рефлексия – 2 минуты

Ребята на доске нарисовано солнышко, но на нём нет лучиков. Выходя из класса я попрошу каждого из вас приклеить лучик. Если урок понравился — жёлтый, не очень — зелёный, не понравился — синий.

8. Домашнее задание – 1 минута.

Ваше домашнее задание. Первая медицинская помощь при различных видах кровотечений. п.29

Записывают задание в дневник

Приложение № 1 (в презентации)

Первое задача

1.При мытье стеклянной банки, девочка разбила сосуд и порезалась. Темно-вишневая кровь струйкой стекала из раны, расположенной ниже локтя. Определите вид кровотечения? Кровотечение ___________________.

Вторая задача

2.Иван ехал на велосипеде по обочине дороги, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена, упав на палку с торчащим гвоздём. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала алая кровь. Определите вид кровотечения? Кровотечение ____________________.

Третья задача

3.Мальчишки во дворе бегали наперегонки. Задев друг друга, ребята упали. Один из друзей сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид раны, кровотечения? Кровотечение __________________.

Приложение № 2 (карточки)

Прижатие артерии пальцами

Наложение жгута

Наложение давящей повязки

Максимальное сгибание конечности

Придание конечности возвышенного положения

Приложение № 3 (карточки)

1. Рана пострадавшего на ноге. Остановите кровотечение при помощи наложения жгута.

2. Рана пострадавшего на руке. Остановите кровотечение при помощи давящей повязки.

3.Выбрать правильные действия при оказании первой помощи другу (подруге) при кровотечении из носа.

  • Сказать другу, чтобы он стоял, запрокинув голову назад, и не шевелился.
  • Усадить друга, наклонив его туловище вперёд.
  • Измерить температуру и дать обезболивающее.
  • Смочить кусочки ваты 3% раствором перекиси водорода и ввести их в носовые ходы.
  • Положить на спинку носа холод.
  • Плотно прижать крылья носа к перегородке на 5 – 10 минут.

(Правильный ответ:

-Усадить друга, наклонив его туловище вперёд.

-Положить на спинку носа холод.

-Плотно прижать крылья носа к перегородке на 5 – 10 минут.

-Смочить кусочки ваты 3% раствором перекиси водорода и ввести их в носовые ходы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему «Виды кровотечений. Оказание первой медицинской помощи при носовом кровотечении»»

Тема урока: Виды кровотечений. Оказание первой медицинской

помощи при носовом кровотечении.

Класс: 5 класс

Тип урока: комбинированный.

Цель: Дать учащимся понятие о способах остановки кровотечений.

Задачи урока:

дать представление об оказании первой помощи при венозном, артериальном , капилярном и носовом кровотечении.

способствовать развитию мыслительной деятельности при попадании в экстремальные условия; учить оценивать нештатную ситуацию и принимать решение.

гуманное отношение к обществу, сострадание, желание прийти на помощь.

карточки с кластером (приложение № 1)

карточки с заданиями для индивидуальной работы (приложение № 2)

учебная электронная презентация (приложение № 3)

система для переливания раствора (капельница)

аптечка (лед, перекись водорода, вата, носовой платок, бинт, жгут, индивидуальный перевязочный пакет)

Используемые педагогические технологии:

Интерактивное обучение с использованием технологии КСО

Технология критического мышления

Технология проблемного обучения

Этапы и виды деятельности учителя и учащихся с методическим обоснованием

1. Организационный момент – 1 минута.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Кто отсутствует .

Сообщают о готовности класса к уроку и настраиваются на работу.

Формирование умения совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

2. Актуализация знаний (10 мин)

— Давайте вспомним о чем мы с вами говорили на прошлом уроке ?

— От чего у человека может возникнуть

— Как видите причин возникновения кровотечения много. Для того, чтобы правильно оказать помощь пострадавшему, необходимо знать о классификации кровотечений. Давайте вспомним о существующих видах кровотечений путём решения ситуационных задач. (Вывести на экран)

Молодцы, отлично!! А кто из вас вспомнит ещё один вид кровотечений, который чаще всего возникает при несчастных случаях, авариях, катастрофах, когда у пострадавшего множественные повреждения и поверхностные и глубокие раны?

Ответы учащихся: о видах кровотечений.

Повреждение острым, предметом предметом, резкий тупой удар, заболевания крови.

1.При мытье стеклянной банки, девочка разбила сосуд и порезалась. Темно-вишневая кровь струйкой стекала из раны, расположенной ниже локтя. Определите вид кровотечения? Кровотечение венозное.

2.Иван ехал на велосипеде по обочине дороги, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена, упав на палку с торчащим гвоздём. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала алая кровь. Определите вид кровотечения? Кровотечение артериальное.

3.Мальчишки во дворе бегали наперегонки. Задев друг друга, ребята упали. Один из друзей сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид раны, кровотечения? Капиллярное кровотечение.

Формирование действия классификации

3. Целеполагания и мотивация учебной деятельности – 2 минуты.

— Человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. При несчастных случаях рядом с пострадавшими, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека. Например, (Друг поранил руку, что делать?)

— Помочь пострадавшему может только тот, кто сумеет. Для того чтобы суметь, надо обладать определенными знаниями.

— Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

источник